Главная Администрация Юрист О предмете коррупционных рисков

О предмете коррупционных рисков

Одним из необходимых условий эффективной борьбы с коррупцией является разработка методик выявления потенциальных коррупционных рисков в системе муниципального управления. Оценка коррупционных рисков помогает выявить  пробелы и «ловушки» в системе управления, порождающие коррупцию должностных лиц органов местного управления. Мониторинг коррупционных рисков - источник данных об условиях и факторах, порождающих коррупцию в ее различных формах, он помогает выработать адекватные антикоррупционные меры.

Согласно независимым исследованиям в Российской Федерации наиболее коррумпированными сферами в настоящее время являются образование, медицина, правоохранительные структуры, т.е. преобладает так называемая бытовая коррупция.

 

По другим исследованиям, на рынке коррупции лидирует исполнительная власть.

Официальная статистика коррупционных проявлений основывается в основном на данных сравнительно незначительного числа установленных правонарушений. В то же время, как показывают данные альтернативных исследований, реальный объем коррупции в стране гораздо больше выявленного.

Таким образом, речь идет о необходимости применения прямых и косвенных методов измерения коррупции. К прямым относятся методы, с помощью которых измеряют уровень, объем коррупции с учетом статистических данных. Косвенные методы не измеряют напрямую коррупцию, с их помощью можно оценить определенные риски коррупции, а также ее формы.

Обращаясь к научной литературе и действующему законодательству Российской Федерации, следует отметить, что до сих пор не сложилось четких представлений в отношении понятия "коррупционные риски". Анализ источников показал, что существует несколько подходов к определению понятия "коррупционные риски", которые условно подразделим на теоретические и нормативные.

Так, эксперты Фонда ИНДЕМ при проведении исследований используют понятие "риск коррупции", под которым понимается величина, характеризующая вероятность оказаться в коррупционной ситуации при появлении на рынке государственных услуг.

Федеральное законодательство Российской Федерации не дает четкого определения понятия "коррупционные риски". Данный пробел пытаются раскрыть законодатели субъектов Российской Федерации. В некоторых субъектах  РФ приняты Методические рекомендации по оценке коррупционных рисков в органах исполнительной власти, согласно которым под коррупционными рисками понимаются обстоятельства, провоцирующие государственного служащего на использование служебного положения в личных, а не публичных целях.

Вышеприведенные определения понятия "коррупционные риски" достаточно обоснованны и содержат рациональные идеи. С учетом указанных определений предлагается  доработанный вариант данного положения: коррупционные риски - это заложенные в системе государственного и муниципального управления возможности для действий/бездействия должностных лиц с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий.

Коррупционные риски имеют самые различные причины - экономические, политические, технические, социальные. Существуют разные точки зрения в отношении основных причин коррупционных рисков в системе государственного и муниципального управления. Назовем некоторые из них. Так, в группу причин технической направленности вошли:

- недееспособная система запретов и ограничений, налагаемых на лиц, занимающих государственные должности, и государственных служащих;

- независимость и закрытость принятия решений;

- наличие в правовой и организационной системе положений, способствующих созданию административных барьеров;

- громоздкая система отчетности органов государственного и муниципального управления;

- избыточность государственных функций;

- низкая эффективность внутреннего и внешнего контроля за деятельностью органов государственного и муниципального управления, их должностных лиц;

- отсутствие административных и должностных регламентов;

- нестимулирующий характер предоставляемых льгот и гарантий для работников государственного и муниципального сектора;

- слабая правовая защищенность сотрудников государственных и муниципальных органов, а также лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам;

- несовершенство механизмов обратной связи между гражданами и органами контроля и надзора.

К причинам социальной направленности относится:

- значительный разрыв в оплате труда работников государственного и частного секторов.

К причинам экономической направленности следует отнести:

- низкий уровень конкуренции.

В группу причин политической направленности вошли:

- несовершенный механизм финансирования политических партий и выборных кампаний;

- неразвитость институтов гражданского общества (независимых экспертов, СМИ и др.).

- неэффективная кадровая политика государства;

- "круговая порука" в системе государственного и муниципального управления;

- иммунитеты для лиц, занимающих государственные должности.

Отметим, что большинство причин, влияющих на коррупцию, вошло в группу технической направленности, что, на наш взгляд, должно найти отражение при разработке антикоррупционных мер.

Как следует из мировой практики, наиболее коррупциогенными ("взяткоемкими") должностями чаще всего являются посты руководителей государственных органов и органов местного самоуправления, а также их заместителей и руководителей структур этих органов), которые наделены полномочиями по распоряжению материальными и финансовыми ресурсами органа..

Исходя из зарубежного и российского опыта, отметим, что идентификацию рисков и их оценку осуществляют сами органы государственной власти в связи с тем, что они лучше знают свою собственную деятельность. Следует подчеркнуть, что оценка коррупционных рисков органами власти должна осуществляться в неразрывной связи с разработкой четких антикоррупционных мер.

Механизм выявления коррупционных рисков в органе муниципального управления содержит следующие необходимые элементы: определение потенциально коррупциогенных сфер деятельности органа; выделение отдельных полномочий государственного или муниципального служащего, при выполнении которых существует вероятность возникновения коррупционных проявлений или действий; закрепление коррупциогенных должностей в органе государственного или муниципального управления; выявление скрытых потенциальных возможностей государственной или муниципальной системы, способствующих коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц.

 

template joomla